
Случай произошел в субботу, 12 января, в Чимишлийском районе. Представитель правоохранительных органов остановил автомобиль жителя Вулканешт и потребовал предоставить документы. В свою очередь, водитель попросил сотрудника полиции по возможности говорить с ним на русском языке, так, как он не понимает. Полицейский ответил отказом, заметив, что «русский язык понимает, но говорить на нем не обязан», сообщает новостной портал Gagauzinfo.MD
Видеоролик, на котором полицейский отказался говорить с водителем на русском языке, стал главной темой в Молдове, вызвав горячие споры в соцсетях. Комментарии и полемика порой переходили в откровенные речи ненависти и разжигание межнациональной розни. Эксперты говорят, что по закону полицейский должен был ответить по-русски. Но куда большая для Молдовы проблема — дикость и нетерпимость в обществе, готовая выплеснуться в любой момент и по любому пустяку.
Ролик вызвал большой резонанс. Очень быстро соцсети наводнили сотни комментариев: пользователи эмоционально обсуждали, кто из участников инцидента прав. Многие встали на сторону полицейского. Его хвалили за проявленную твердость и писали, что все жители Молдовы должны знать государственный язык. К видеозаписи было много грубых и агрессивных комментариев: русскоязычных сограждан сравнивали с животными и предлагали уехать в Россию. Не редкостью были и откровенные речи ненависти, разжигание межнациональной розни и призывы к расправе. В одном из комментариев «мразей», не знающих государственный язык, предлагали «расстреливать на месте»., пишет newsmaker.md
Пользователи выражали обеспокоенность за будущее своих детей и писали, что они не виноваты, что родились «болгарами и гагаузами». Кто-то сыронизировал, что водителю надо было говорить на гагаузском языке. Некоторые все же отметили, что государственный язык стоит выучить. Были и те, кто грубо отозвался о полицейском. «Мочить на месте, уверен другие сразу вспомнят русский язык», — предложил один из комментаторов.
Эксперт по правам человека и экс-глава Управления Верховного Комиссара ООН по правам человека в Молдове Вячеслав Балан написал в восьми пунктах, что с этой историей не так, и кому выгодно, чтобы Молдова в очередной раз бросилась грызть «этноязыковую кость».
1. С точки зрения прав человека и равенства, носители всех языков Молдовы — румынского, русского, гагаузского — имеют право на использование своего родного языка в частной и публичной жизни.
2. Молдова — это родная страна не только этнических молдаван и румын, но и гагаузов, болгар, украинцев, ромов и всех остальных этнических групп, живущих на ее территории. Гагаузы — не гости, не оккупанты, не пришельцы и не туристы в Молдове. Молдова — это и их страна.
3. В истинно демократическом государстве власти, в том числе полицейские, должны служить людям. Всем людям, а не только большинству (языковому или этническому). Этот полицейский на видео на службе не только у румыноязычных молдаван, но и у русскоязычных гагаузов. Его зарплата и бюджет полиции в целом состоит из денег румыноязычных молдаван и русскоязычных гагаузов, в том числе. Если вы претендуете на то, что Молдова — это Европа, то полицейский должен был ответить на русском. Особенно, если он сам сказал, что знает язык. Еще раз: полицейский должен служить и румыноязычным молдаванам, и русскоязычным гагаузам. Он должен им, а не они должны ему.
4. Люди, вижу, сильно путаются с тем, что означает «государственный язык» в демократическом государстве. Так вот, в истинно демократическом государстве государственный язык — это всего лишь способ облегчить общегосударственную коммуникацию, но это не значит, что все жители страны обязаны говорить на государственном языке. Не люди обязаны властям, а власти обязаны людям (в свободном и демократическом государстве).
5. Все нападки на людей по этническому или языковому признаку — это самый настоящий трибализм. То есть образ мысли и действий по первобытно-общинному принципу. Это в первобытно-общинном племени главной была племенная принадлежность и язык, а всех «не наших» принято было «мочить» или заставлять выполнять волю большинства.
6. Я понимаю, что во многих семьях помнят репрессии и преступления советского режима. Но я что-то не понял, как виноват этот гагаузский водитель в том, что кого-то когда-то какие-то «русские» насильно русифицировали? Лично он в чем виноват?
7. Коррупция в Молдове и молдавские политики все годы с момента независимости страны поддерживали и лелеяли разделение страны по этноязыковому принципу, потому что разделенную и раздробленную страну намного легче контролировать и «доить». Как только люди начинают задавать неудобные вопросы, бросаешь им этноязыковую «кость», и все с радостью бросаются ее грызть и обгладывать. Так было, и так происходит сейчас.
8. Те комментарии, которые я прочитал под новостью/видео, еще раз показывают: огромное число людей в Молдове нетерпимы к другим, не уважают людей другого вероисповедания или говорящих на другом языке, склонны решать противоречия не путем переговоров, а силой. Силой большинства в данном случае. А молдавские политики, они ведь не с неба парашютируются в Молдову. Они как раз выходцы из таких вот нетерпимых к другим, неуважающих других людей, решающих все силой и принуждением. Так что Молдове не суждено стать демократической и европейской страной, пока все, что я описал выше, не изменится. Хотите демократии и прав человека в стране — начните с демократии и прав человека у себя в голове и у себя в Фейсбуке.
Марина Щупак в своей статье о том, как разорвать круг ненависти в Молдове, отметила, что комментарии с героизацией действий полицейского оставляли не только рядовые пользователи соцсетей, но и многие из тех, чья работа связана с оказанием услуг населению: госслужащие, общественники, даже некоторые правозащитники.
Люди, чья работа — служение общественному благу, публично одобряли отказ предоставить информацию на том языке, на котором говорит гражданин. Остается догадываться, какими принципами руководствуются в своей повседневной деятельности эти чиновники, врачи, учителя, общественники. Эта ситуация наглядно показывает, что «языковая проблема» в Молдове — не искусственная, и, называя ее таковой, мы лишь закрываем на нее глаза.
Главная проблема — и полемика вокруг инцидента с водителем и полицейским это показала — не в отношениях между гражданином и государством, и даже не в положениях закона. Проблема в том, чтобы наполнить диалог между разными представителями молдавского общества созидательными, а не разрушительными смыслами.
Нам все равно здесь жить вместе. Можем ли мы увидеть в другом человека, а не его национальную принадлежность или язык, на котором он говорит. Научиться находить общий язык. Искать решения, выход из ситуации, а не заводить ее в тупик.
Да, речь не только о госчиновниках, но и о нас с вами. О простых «Vă rog să mă scuzati», «простите, пожалуйста», «prostedin yakışarsadi». Пусть с акцентом, но зато с добрым намерением найти общие точки соприкосновения: как вместе победить коррупцию, как не дать Молдове окончательно стать диктатурой. Как, в конечном счете, сделать нашу жизнь лучше… Подробнее на newsmaker.md
Русский язык должен иметь статус государственного языка в Молдове, поскольку это единственный путь к спокойствию этого общества и реинтеграции страны.
Такое мнение высказал директор Института дипломатических, политических исследований и вопросов безопасности, бывший замминистра иностранных дел Молдовы Валерий Осталеп, передает Noi.md.
«Никто не отрицает необходимость знать молдавский, спокойно, без истерики, надрыва и маразма. Но для развития государства и перехода от дикости и агрессии к цивилизованному общению друг с другом, русский должен быть закреплен в качестве государственного», — написал он на своей страничке в соцсети.
В свою очередь, глава представительства ТАСС в Молдове Валерий Демидецкий отметил, что его удивляют те, кто не понимает, или делает вид, что не понимает, что придание русскому языку статуса государственного языка в Молдове необходимо не России, где проблема раскола страны по языковому вопросу не стоит, как у нас.
«Это нужно Молдове, которая уже разделена и не только по Днестру. Как показывают опросы, противостояние, которое искусственно подогревают нечистоплотные политики, сохраняется и на правом берегу. И выход здесь один — спокойствие и терпение. Кликушествовать, раскачивать лодку в этой ситуации могут только те, кто хочет ликвидировать Молдову, разжечь в ней братоубийственный конфликт, повторив печальный опыт соседей…. Те, кто желает нашим людям зла….», — написал он. Источник: noi.md
